В 1901 году имя "Мерседес" стало торговой маркой автомобилей, выпускавшихся немецкой компанией
" Deimler Geselschaft ". Ее основал Готлиб Даймлер в 1890 году в Бад Каннштате. близ Штутгарта, на базе своей мастерской, где в 1885-1886 годах он построил, считающимся первым в мире, 4-колесный автомобиль с бензиновым мотором. В 1899 году Вильгельм Майбах, принимавший активное участие в создании первых машин Даймлера, построил автомобиль "Феникс-Даймлер", с 4-цилиндровым двигателем мощностью 24 лошадиных силы, но эта машина имела огромное количество технических недостатков. Эмиль Еллинек имел заметное влияние на Майбаха, и ему удалось убедить создать новую машину, которая была готова в 1901 году. По настоянию того же Эмиля Еллинека, а также консула Австро-Венгерской империи в Ницце и, по совместительству, главы представительства «Даймлер» во Франции автомобиль был назван в честь Maria de las Mercedes, Девы Марии Милосердной (от латинского «merces», «дары»), так же в честь которой была названы все его дети, в числе которых была небезызвестная дочь консула Мерседес, и имущество (яхты, дома, отель и казино).
Сам Эмиль Еллинек сказал так самому Готтлибу Даймлеру: «Вы можете называть свои автомобили как угодно, но те машины, которыми торгую здесь я, будут носить имя Mercedes!»
Адриана Мануэла Рамона Еллинек, по прозвищу Мерседес родилась 16 сентября, 1889 году в городе Вена. Она была третьим ребенком в семье Эмиля Еллинека и Рахель Гоггман Ценроберт. В октябре, когда ей было только 11 лет, а именно в 1901 году, она потребовала от отца, чтобы машины, которые он намеревался купить, имели ее имя. Первой в серии был автомобиль «Mercedes 35 hp» модели 1901 года. 23 февраля 1902 года слово «Mercedes» было зарегистрировано в качестве официальной товарной марки. В том же году на автомобильной выставке в Париже был вывешен на стенде портрет Мерседес.
А в июне 1903 года Эмиль Еллинек получил официальное разрешение на смену фамилии с «Еллинек» на «Еллинек-Мерседес». Мерседес жила в Вене, и была известна двумя скандальными разводами. Она музицировала, и у нее был неплохой голос, но отцовской любви к автомобилям она никогда не разделяла. Скончалась от туберкулёза в 1929 году.
История Мерседес - Бенц начинается после Первой Мировой войны. Трудности, возникшие на немецком автомобильном рынке в связи с падением объема продаж, привели к тому, что многие ранее не зависимые друг от друга производители автомобилей начали подумывать об объединении в крупные концерны. Так в этом же году "Deimler Geselschaft" и "Benz аnd Co" начали вести переговоры о слиянии, и результатом их союза стал новый концерн "Deimler Benz" "Даймлер - Бенц", а за свой новый символ они взяли трехлучовую звезду, символизирующую три стихии, - воздух, воду и землю, что подвластные машинам концерна. Этот символ стал официальной эмблемой фирмы. С этой поры все автомобили поставлялись на рынок уже под торговой маркой "Mercedes-Benz". В скорее все производство автомобилей сосредоточилось на заводах Даймлера в Штутгарте и на старом заводе Бенца в Маннгейме, где вплоть до начала Второй мировой войны собирались шасси. Кузова для них изготавливались в Зиндельфингене и оттуда поставлялись в Штутгарт и Маннгейм.
В это не лёгкое время наиболее выдающимися инженерами, создавшими имя концерну "Deimler-Benz", были Фердинанд Порше, Фриц Наллингер и Ганс Нибель. Результатом их усилий стали самые экзотические автомобили конца двадцатых годов - шестицилиндровые "Мерседесы" с компрессором, разработанные Фердинандом Порше. Первые серийные автомобили были оснащены cтосильным двигателем, способным при включении нагнетателя развивать мощность до 140 л/с., затем рабочий объем этого двигателя был увеличен до 7 литров, что послужило отправной точкой для создания спортивного автомобиля "SSK" с двигателем 170/125 л.с., и скоростной предел таких моделей достигал уже порядка 160 км./час. Следующим этапом стал усовершенствованный и укороченный вариант "SSKL", с двигателем мощностью 300 л/с. - фаворит многочисленных спортивных соревнований тех лет. В начале ХХ века компания Mercedes-Benz утвердилась как разработчик и изготовитель элитных автомобилей, когда Ганс Нибель подготовил к выпуску модель "770 Grosser". Под капотом этого гиганта прятался 7,7-литровый двигатель с наддувом, поэтому сверхмощная для того времени машина пользовалась особым спросом у высокопоставленных заказчиков, включая экс-кайзера Вильгельма - II и императора Японии Хирохито, а следующая модификация автомобиля, запущенная в производство только в 1938-1939 годах, предназначалась исключительно для верхушки "Третьего рейха". В ней были представлены модернизированный двигатель от модели "770 Grosser", развивавший с включенным компрессором мощность в 230 л/с. плюс новинка концерна - совершенно новая трубчатая рама, а также независимые передняя и задняя подвески, прошедшие испытания на гоночных автомобилях. Новый "Мерседес" не только впечатлял своими внушительными размерами, но и весил 3,5 t, а расход топлива был под стать габаритам: 30 литров на 100 км. пробега (всего было выпущено 88 таких машин). Рядовому потребителю предлагалась довольно дешевая модель "Тип-170", с трубчатой рамой, независимой передней и задней подвесками, выпуск которой начался в 1931 году. Несколько лет спустя концерн стал производить первые дизельные легковые автомобили, предложив покупателям 2,6-литровый "Тип-260 Д", а команда конструкторов под руководством Порше уже готовила к производству заднемотороные модели: "130 Н", "150 Н" и "170 Н", которые представляли большой интерес (было выпущено примерно 90000 подобных машин вплоть до 1942 года) - огромная по тем временам цифра для автомобильного рынка. Кроме того, сфера деятельности компании расширилась.
Уже к 1938 году концерн "Deimler-Benz" доминировал на немецком рынке не только легковых автомобилей, но также грузовиков и автобусов, а разработки V-образных двенадцати цилиндровых авиадвигателей стали основой мощи "Люфтваффе". Так в канун Второй мировой войны "Deimler - Benz" стал крупнейшим производителем автомобилей в Европе. Сам Гитлер ездил только на автомобилях Мерседес – Бенц.
Но всё так замечательно в период Второй мировой войны Deimler - Benz ощутил сильные разрушения, благодаря двухнедельным воздушным бомбардировкам англо - американскими ВВС в сентябре 1944-го года, что превратили Deimler - Benz в груду руин. Разрушение крупного концерна оценивались по разному, главный цех в Штутгарте был разрушен на 70 %, двигательный и кузовной цеха в Зинделфингене — 85 %, цех грузовиков в Гаггенау был полностью уничтожен. Бывшей фабрике Benz аnd Cie в Маннгейме повезло больше всех — всего 20 % разрушения, а завод дизельных двигателей Berlin-Marienfeld, купленный Даймлером в 1902, полностью сравнен с землёй. Когда оценки разрушения были готовы к январю 1945-го года, совет директоров постановил, что Deimler-Benz физически больше не существует.
На восстановление разрушенных заводов потребовалось время, поэтому производство было начато только в 1946 году. Первым стал довоенный седан W136 — «170V», хотя конструкция была разработана еще в середине 1930-х годов, малолитражный автомобиль с 38-сильным мотором. Через три года в продажу поступил его дизельный вариант. Среди первых новых разработок стал популярный "Мерседес-180" в 1953 году с несущим кузовом понтонного типа, а также более солидные серии "220" и "300", Класс спортивных моделей. в 1951 году возглавила "300S" с 6-цилиндровым мотором в 2996 куб/см и верхним распределительным валом, в 1954 году появилось знаменитое спортивное купе "300SL" с дверями типа "крыло чайки", не имевшее аналогов во всем мире. На следующий год был выпущен недорогой компактный кабриолет "190SL." с 4-цилиндровым двигателем в 1897 куб/см.
В 1958-м произошла техническая революция - в серийное производство пошли двигатели с высокоточной механической системой впрыска топлива фирмы "Роберт Бош". Это позволило на модели "220SE" повысить мощность 2,2-литрового 6-цилиндрового мотора со 106 до 115 л/с, (затем до 120 л/с.). С этого времени и до 1994 года в обозначении многих моделей "Мерседес-Бенц" стояла буква "Е", то есть впрыск топлива.
В 1959 году появилось новое семейство автомобилей среднего класса (заводской индекс "W-111""), получивших элегантные несущие кузова с вертикальными блоками фар, огромный багажный отсек и независимую подвеску всех колес (модели "220", "220S" и "220SE"). Они продемонстрировали высочайший технический уровень автомобилей этой марки.
В 1963 году была показана модель "600" представительского класса. Она оснащалась 6,3-литровым двигателем V8 мощностью 250 л/с., автоматической 4-ступенчатой коробкой передач, комфортабельной подвеской колес на пневмо-элементах. Этот автомобиль развивал максимальную скорость до 204 км/ч. "Мерcедес-Бенц-600", претендовавший на звание лучшего автомобиля мира, выпускался и в варианте "Пульман" длиной 6240 мм. Спортивные модели в 1963 году заменил более скромный "Мерседес-230SL" (заводской индекс "W-113") с оригинальной крышей (ее среднюю часть сделали чуть ниже боковин). Преемники "230SL" - автомобили "290SL/350SL" с заводским индексом "W-107" появились в 1971 году и оставались в программе до 1989 года, тогда им на смену пришла современная серия "SL"("W-129"). На Франкфуртском автосалоне в 1965 году была впервые показана гамма моделей так называемого S-класса ("W- 108") - самых престижных (после флагманской модели "600") автомобилей фирмы тех лет. В него вошли модели "250S" и "250SE" с 6-цилиндровыми моторами в 150 и 170 л.с., по своим техническим параметрам превосходящие конкурентов. Со временем они получили моторы в 2,8 л, а с 1968 года - 3,5- и 4,5-литровые двигатели VB. Самой мощной и комфортабельной моделью этой серии стала удлиненная "300SEL 6,3" с 6,3-литровым двигателем V8 мощностью 250 л/с., развивавшая максимальную скорость 220 км/ч, С этого момента серия "S" стала символом технических достижений компании "Мерседес-Бенц".
В 1972-м появилось новое поколение S-класса ("W-116"), замененное в 1979-м машинами "W-126" с аэродинамически совершенными кузовами (модели от "280S" до "560SEL"). Наиболее массовую продукцию компании - автомобили среднего класса ("W-110/111") - в 1967 году сменила большая серия моделей (от "200" до "280Е", "W- 114/115"). Это семейство выпускалось не только с кузовами 4-дверный седан, но и 5-дверный универсал и 2-дверные купе и хардтоп (с оконными проемами без промежуточных стоек) Широкую популярность получили дизельные комплектации этих моделей. Дальнейшим развитием стали серии "W-123" в 1976 году и в 1984-1995 годах "W-124". Последняя за 11 пет своего выпуска оказалась весьма популярной. Было выпущено свыше 2,7 млн. автомобилей (модели от "200" до "500Е"). Автомобили компактного размера, от которых фирма отказалась в 50-е годы, вновь появились только в 1982-м ("W-201""). В серию входили модели "190" в несколько комплектациях с двигателями рабочим объемом 1,8-2,6 с мощностью 75-185 л/с. В 90-е годы произошла коренная перестройка программы "Мерседес-Бенц". Фирм представила свою продукцию в нескольких новых секторов рынка. Тем не менее основой программы компании остаются автомобили классической компоновки серий "С" и "Е".
В 1998 году гамма моделей "Мерседес-Бенц" весьма обширна. Покупателям предлагаются десятки моделей и модификаций 12 отдельных серий. Малогабаритные модели А- класса ("W-168"), начали производится с 1997 года и выступают в одном из самых популярных среди европейцев классе машин. Эти переднеприводные модели оснащены двигателями рабочим объемом от 1397 до 1689 сантиметров кубических, мощностью от 60 до 102 л/с. Совместно со швейцарской часовой фирмой "Свотч" разработан городской микроавтомобиль "Смарт" длиной 2,5 м с 3-цилиндровым мотором в 599 куб/см мощностью 55 л/с., который должен поступить в продажу до 1999 года. Однако эта машина не будет носить марку "Мерседес-Бенц". Компактный С-класс ("W-202") появился в 1993-м и существенно модернизирован в 1997-м. году. Кузова - 4-дверный седан и 5-дверный универсал. Рабочий объем двигателей от 1799 до 4266 куб/см модели от "С 180" до "C43AMG"), мощность - от 95 до 306 л/с. Промежуточный Е-класс ("W-210") выпускается с 1995 года. Широкая гамма двигателей различного типа и рабочего объема - от 1998 до 5439 куб/см мощностью от 95 до 354 л/с. - привлекает немало покупателей (предлагаются модели от "Е200" до "E55AMG"). Представительский S-класс ("W-140") производится с 1991 года (модели от "S290" до "560"). Автомобили оснащены 6-, 8- и 12-цилиндровыми моторами рабочим объемом от 2799 до 5987 куб/см мощностью от 177 до 394 л/с.
В 1998 году появляются автомобили нового поколения S-класса чуть меньших габаритных размеров и массой серии "W-220". Они оснащены новыми двигателями типа V6,V8 и V12 рабочим объемом 2,8-5,8 л. Группу спортивных моделей с 2-дверными кузовами купе и родстер открывают автомобили "SLK" ("спортивный, легкий, короткий"), впервые показанные весной 1996 года. Их характерная особенность - наличие цельнометаллического верха, за 25 секунд автоматически убираемого в багажник. Двигатели - только 4-цилиндровые рабочим объемом 1998 и 2295 куб.см мощностью 136-193 л/с. С 1997 года на шасси моделей С-класса выпускаются купе типа "CLK" с 4-, 6- и 8-цилиндровыми моторами рабочим объемом от 1998 до 4266 куб/см мощностью от 136 до 279 л/с. Автомобили типа "SL" (двухместные родстер и купе), а также "CL" (4-, 5-местное купе класса "люкс") производятся с 1989 и 1992 года соответственно. Они унифицированы по шасси и силовым агрегатам с семейством S-класса и оснащены моторами мощностью 193-394 л.с. Многоцелевые полно приводные автомобили включают семейство G-класса, которое известно еще с 1979 года. Модели 1998 года оснащены бензиновыми и дизельными моторами рабочим объемом 2874-3199 куб/см мощностью 122-215 л/с. Новые комфортабельные полно приводные модели ML-класса производятся в США с 1997 года и оснащаются бензиновыми двигателями мощностью до 270 л/с. В семейство универсалов повышенной вместимости с 1996 года входят автомобили V-класса с бензиновым и турбонаддувным дизельным моторами в 2,3 л мощностью 143 и 98 л/с. В 2000 году были обновлены модели семейства C, S и CL класса.
2000 годы стали логичным продолжением укрепления позиций компании на рынке представительских авто. Дизайн все более стремился к аэродинамическому совершенству, интерьер и управление — к максимальному удобству и безопасности. Именно тогда появились наиболее популярные сегодня модели — такие, как S 220, S 221, E 211 и другие.
В это же время Мерседес снова, впервые с военных лет, обращается к производству внедорожников. Модель Geländewagen, первоначально созданная для армии, благодаря ловкому маркетингу превратилась в популярную гражданскую модель, идеально совмещающую все преимущества Мерседес с мощью и проходимостью джипа. Одна из последних модификаций Geländewagen — W463.
Cегодня Мерседес — это баланс между стремлением в будущее и верности традиционным формам. Какие бы формы ни принимала эта марка, Мерседес всегда был и остается образцом элегантности. Он напоминает нам, что машина — это не просто средство передвижения, но и роскошь. Роскошь комфорта, скорости и надежности, которая ни сейчас, ни сто или двести лет спустя не будет лишней.