Рудольф Дизель, история создания дизельного двигателя
В начале XIX века паровые машины медленно начали "умирать” и перемещаться в музеи. Их место уверенно начали занимать дизельные (Diesel) двигатели внутреннего сгорания. Они были во много раз эффективней, меньше и находили своё применение повсюду.
Творцом дизельного мотора есть Рудольф Дизель, он родился 18 марта 1858 года в Париже. В семье мелкого промышленника кожевника. Его отец Теодор был простым кожевником перепльотчиком, когда им пришлось переехать из Айсбурга что в южной Германии в Париж, там то и родился Рудольф. В 1870 году, когда ему было 12 лет, началась Франко-прусская война, из-за которой семье Рудольфа вновь пришлось эмигрировать, на этот раз в Англию.Отцу Рудольфа пришлось отправить его в Айсбург к родственникам, а именно к профессору математики Кристофу Барникелю. Через три года, а именно в 1873 г. Дизель пошёл в техническую школу в Айсбурге, и закончил её с отличием, у него были лучшие результаты экзаменов за всю историю университета.
А уже в 1875 году Рудольф поступает в высшую политехническую школу в Мюнхене, которую впоследствии успешно оканчивает.
После учёбы работает практикантом в Швейцарии, потом вернулся в Париж, где его бывший преподаватель разворачивал новое дело (изготовление холодильных генераторов), там и устроился на должность управляющего. Работая там, уже начинал задумываться о создании такого двигателя, который имел наибольший КПД и смог бы заменить паровые двигатели. Для начала он получает патент, который назывался «Рабочий процесс и способ выполнения одноцилиндрового и многоцилиндрового двигателей», выданный 28 февраля 1892 года.
После этого он начинает экспериментировать, создаёт первый вариант, который работал на угольной пыли, но в нем была, проблема не охлаждались стенки с помощью воды. Для второго образца в качестве топлива выбрали керосин, это дало свой результат, во время испытаний в 1894 году он работал без нагрузки. Опираясь на расчётные данные, полученные во время опытов, Рудольф создает третий образец, в котором нет ошибок, допущенных в первых двух вариантах. Этот образец был более - менее похож на современный дизельный двигатель, в нем использовался сжатый воздух для подачи топлива в цилиндры и распыления. Но а четвертая версия, была самая совершенная из всех. Создана в 1896 году. Её мощность составила 20 л/с., давление в цилиндрах достигало 35 атмосфер, температура воздуха при сжатии составляла 600-800 градусов по Цельсию. КПД этого двигателя был равен 34%, что было на 15% лучше паровых машин. Таким образом, этот мотор являлся лучшим силовым агрегатом того времени.
Первый дизельный двигатель был создан в 1897 году на заводе в Аугсбурге. Его высота была 3 м, он развивал 172 об./мин., у него был один цилиндр, который имел диаметр 250 мм, ход поршня составлял 400 мм, а мощность варьировалась от 17,8 до 19,8 л. с. Расход топлива составлял 258 грамм нефти на 1 л/с. в час. На все общее обозрение этот мотор был представлен на выставке паровых машин в 1898 году в Мюнхене. И в этаже время Рудольф Дизель стал очень богатым, много компаний решили купить лицензии на его производство. Ощущая большие деньги в руках, он покупал всё, что хотел, естественно ведя роскошный образ жизни исследования он забросил.
Первые выпущенные двигатели оказались недееспособными из-за заводских просчетов. Изготовитель не задумались, что создание двигателя требовало высокой точности в изготовлении деталей и использовании жаропрочных материалов. Это было слишком дорого для заводов, поэтому вскоре в адрес Дизеля понеслась жесткая критика. Его обвиняли в надувательстве, потому что предприятия хотели наладить массовое производство агрегатов, но из-за больших затрат они могли позволить себе лишь мелкосерийные партии. К их возмущениям присоединяются владельцы угольных шахт и прочие завистники. Од такой критики фабрика в Аугсбурге, что принадлежавшая Дизелю, стала банкротом.
Производство и продажу дизельных двигателей купил Альфред Нобель, который наладил эту работу в России. В 1898 году Эммануил Нобель сделал производство дизельных моторов на заводе в Петербурге. В этом же году был создан первый в мире двигатель с внутренним смесеобразованием. И уже через год заработал первый дизельный двигатель. Всего в 1899 году их было выпущено 7 штук мощностью 30 и 40 л.
Вскоре былая слава как о выдающемся инженере снова вернулась к нему вместе с деньгами. Но как известно что большие деньги без таких же проблем не приходят. Всю оставшеюся жизнь, он буквально отбивался от конкурентов в судах, защищая свой патент. На что потратил все свои деньги.
Смерть Рудольфа Дизеля так и осталась загадкой. Это случилось 29 сентября 1913 года на лайнере «Дрезден». Корабль выехал из гавани Антверпена, это был первый корабль с дизельным двигателем, после ужина в 23 часа ученый отправился спать в свою каюту. На следующий день утром в ней никого не было, Дизель исчез с судна. Его тело было найдено через 10 дней. Его сын прибыл в Бельгию на опознание вещей, он подтвердил, что они принадлежали Рудольфу. Есть множество предположений о причине гибели ученого: одни говорили, что это самоубийство на фоне банкротства ( так как в наследство семье осталось всего 20 тыс. марок), другие заявляли, что это несчастный случай, третьи были уверены в том, что его убили немецкие солдаты, чтобы не допустить утечки секретной информации.
|